Возвращаясь в прошлое: концерт старинной музыки под сводами Гродненской областной филармонии (письмо)

Осенний октябрьский вечер сулил дождливую погоду, но она не остановила любителей старинной музыки, которые под зонтиками шли в Гродненскую областную филармонию. Здесь, в просторном холле их ждала встреча с лютневой музыкой. Часто ли она звучит в нашем Королевском городе сегодня? К сожалению, нет. А бывали ведь времена, когда нежный голос этого инструмента звучал на балах Стефана Батория, Великих князей литовских. На нем играли и странствующие миннезингеры.
Уютные кресла, просторный холл Гродненской областной филармонии, зрители в ожидании чуда. Виктор Соколовский, художественный руководитель филармонии, любезно представляет тех, кто сегодня будет творить это чудо: уже состоявшиеся лютнисты - Анастасия Евзрезова (Минск - Бремен, Германия) и Стефан Ясинефта (Пинск), а также известный гродненский гитарист и педагог Владимир Захаров, который с такой любовью осваивает ренессансную лютню. Это замечательный детский ансамбль старинной музыки «Сальтарелло» Пинской детской школы искусств, которым руководит уникальный человек, мастер музыкальных инструментов, гитарист и лютнист, учитель Юрий Дубновицкий.
Формат концерта не очень обычен – концерт-диалог, дающий пищу для размышления, предполагающий общение со слушательской аудиторией.
Ренессансная лютня в руках Владимира Захарова заиграла известную всем мелодию песни «Под небом голубым есть город золотой» из репертуара Гребенщикова… А я вспомнила город Иерусалим и экскурсовода, который наше маленькое путешествие начал с этой песни и с гордостью заявил, что эта песня – про Иерусалим. Знал бы он тогда, что этой мелодии мы обязаны итальянскому композитору 16 века Франческо да Милано. И если до сих пор ведутся споры о принадлежности канцоны этому композитору, то второе произведение, исполненное В.Захаровым - фантазия, уж точно принадлежит перу «божественного» итальянца. Так тогда называли Ф. да Милано. Изящно и грациозно в руках В. Захарова звучала ренессансная лютня мастера Юрия Дубновицкого, а комментарии музыканта об исполняемых произведениях подогревали интерес слушателя.
Звучание барочной лютни - ярче, сочнее. С восхищением наблюдаем за эмоциями Анастасии Евзрезовой, выпускницы Белорусского педагогического университета имени М. Танка (Минск), которая постоянно совершенствует свое мастерство в игре на этом инструменте. Позади -мастер-классы проф. М. Фраймута (Германия), Ю. Бера (Швейцария), А. Шлегеля (Швейцария), М. Гондко (Польша), сейчас - учеба в Высшей школе искусств г. Бремен (Германия) по классу барочной лютни у профессора Й. Хельда. Анастасия Еврезова знакомит нас с западноевропейской барочной музыкой, жанром, сложившимся в те времена – танцевальной сюитой в которой раскрываются все технические возможности инструмента.
Пред нами предстает музыка немецкого композитора эпохи барокко Сильвиуса Леопольда Вайса, композитора-новатора, разработавшего совершенно новый стиль игры на лютне с использованием открытых струн («эффект кампанелла»). Очаровывает своим звучанием пьеса «Психея» его современника, француза Жака Гало. Нежная музыка воссоздает картину прекрасной и вместе с тем непростой истории любви.
Чуть позже, под аккомпанемент ансамбля "Сальтарелло", в паре с В.Захаровым, как замечательно Анастасия Еврезова танцевала Куранту! И мы, сидящие в зале зрители, восхищались изящными ажурными движениями этого старинного французского танца.
Приятно в лице исполнителя-музыканта видеть и очаровательного лектора, неспешно и с огромной любовью раскрывающего тайны лютневой музыки. Именно таким предстал перед нами Стефан Ясинефта, поистине «белорусская звездочка» в лютневом исполнительстве. Во время исполнения произведений Эннемунда Готье, известного как Готье Лионский, его виртуозная игра раскрывала зрелую интерпретацию: с чувством стиля, глубокими знаниями приёмов игры на этом сложном инструменте. Так и хотелось сокровенно произнести всем известную фразу: «Остановись мгновенье, ты – прекрасно!». Студентам музыкального колледжа, сидевшим в зрительном зале, особенно полюбилась пьеса самого Стефан Ясинефта «Воспоминание о Варшаве».
В завершении концерта на сцену выходят самые юные участники концерта - детский ансамбль старинной музыки «Сальтарелло», созданный в 2007 году на базе Пинской детской школы искусств. Все мы прекрасно понимаем, что состав исполнителей ансамбля постоянно меняется, ведь это – ученики школы. Сохраняются яркие страницы из прошлого - лауреаты XI международного фестиваля-конкурса «Звiняць цымбалы i гармонiк» (2008), выступление в Варшаве на праздновании 210-летия Адама Мицкевича (2008), на праздновании 1025-летия Крещения Руси в Минске (2013). За каждым выступлением стоит огромный труд учителей Пинской школы, подготовивших каждого из исполнителей этого ансамбля, и конечно, труд его руководителя - Юрия Дубновицкого. Благодаря этому ансамблю мы услышали танцевальные пьесы из «Остромеченской рукописи» («Ягелонской рукописи»), инструментальный вариант нескольких старинных белорусских кантов, а также сочинения Г.Ф. Генделя и Ж.Б. Люлли. С какой любовью о каждом из произведений рассказывал руководитель ансамбля.
Как не хочется расставаться с замечательными исполнителями, живая дискуссия с ними позволяет еще больше узнать об особенностях изготовления и звучания лютни, о планах и перспективах.
Такие живые вечера – истинное украшение любой филармонии, ибо она выступает хранителем высокого элитарного искусства, формирует вкусы публики. Академическая музыка, имеющая в Европе долгую историю, отражается лучами в концертных проектах наших современников, молодых исполнителей. Пусть афиши таких концертов появляются не только в учебных учреждениях культуры и искусства, но и в большом формате на центральных рекламных тумбах нашего замечательного города. Давайте находить разные способы рекламы и продвижения таких проектов, активно подключать возможности интернета, мобильных приложений. Пусть таких проектов становится больше, а география участников – расширяется!


С благодарностью к участникам концерта старинной музыки учащиеся и педагоги Гродненского государственного музыкального колледжа, побывавшие на этом проекте
(текст: И.Ф. Двужильная, кандидат искусствоведения,
доцент, преподаватель колледжа)


Возвращаясь в прошлое:  концерт старинной музыки под сводами  Гродненской областной филармонии (письмо)

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
Комментировать
Регистрация